Зачем он нужен, этот корректор?

А действительно, зачем нужен корректор?! Ведь удобно же писать так, как слышишь!

«Карова дайот малако». Ну разве непонятно? Падумаеш неграматна. Но веть панятна!

И выгодно-то как! Облегчение ученикам, родителям… да всем! Представляете, миллионы детей освободятся от зубрёжки правил. За Тотальный диктант все получат пятёрки. В школе упразднят уроки русского языка, заменят дискотеками. Прекратится переиздание арфографических славарей — будет реальная экономия бумаги, сохранятся наши леса. Освободится от непроизводительного труда армия корректоров — пусть идут дворы мести, нечего на чужих текстах зарабатывать.

Надо бы упрощение письменности предложить также англичанам и американцам. У них же на один звук может тратиться аж три буквы. Звук — t, а на письме — ght! Попробуй запомни без выноса мозга. Но главное: никакой экономии ни пасты, ни бумаги, ни времени. Да-да, пусть перенимают наш опыт. А то всё мы да мы у них слизываем. Хватит! Их слова всю нашу русскую речь уже загадили. Эти «вау», «о`кей», «хайп», «фейк», «топ», «гаджет», «девайс», «бэкграунд»… А они только два наших слова не перевели на свой английский: «спутник» да «перестройка».

Но вернёмся к корректорам. Что-то мне их стало жалко. «Дворы мести», ишь ты! Их, корректоров, и без реформы письменности осталось — по пальцам пересчитать. Кому они уже и сейчас нужны-то?

Издателям-коммерсантам? Да полноте! За корректуру платить лишние деньги — нашли дураков.

Писателям? Да они и без корректуры прекрасно обходятся, им бы только издаться, а в каком качестве напечатано, это безразлично. Я не шучу. На днях один автор на замечание, что в его романе много наборных (а значит, и корректорских) ошибок, он так и ответил: книга десятилетней давности, она ему уже не интересна. Может, он обиделся? И всё же странно: его роман на его же персональном сайте читают до сих пор (роман-то интересный!), однако то, что набор текста безграмотный до безобразия, — это его, члена Союза писателей России, не заботит.

Наборщикам, верстальщикам, дизайнерам? О нет! Корректор для них — просто враг народа какой-то: заставляет перебирать текст, исправлять ошибки. А потом требует дать вёрстку на проверку: всё ли внесли в текст? Но это для наборщиков, верстальщиков, дизайнеров уже слишком! И корректор, подходя к ним чуть ли не на цыпочках, униженно просит, чтобы исправили. А верстальщик-дизайнер может и вовсе не отдать текст корректору на проверку — сразу в печать отправит. И снова не шучу. Так было, причём при сепаратном соглашении верстальщика с автором и при активном участии в сговоре директора. Корректор был возмущён, узнав о том, что его правка не была внесена в текст и что будущая книга ушла в типографию без его подписи «В печать», а значит, издание выйдет в свет со множеством ошибок. Директор был искренне удивлён такой реакции корректора. Мол, автор так захотел, автору до лампочки, остались ли в тексте ошибки. И вообще: «клиент всегда прав».

Вот и скажите: кому и зачем нужны корректоры даже сейчас, а тем более в будущем, при поголовной грамотности от всемогущего ЕГЭ и от принудительного удалённого обучения?

Итак, правила, которые никому не нужны и которые никто не хочет соблюдать, — упразднить! Да здравствует закон: «Как слышим, так и пишем». Пусть «карова дайот малако»!

Но этого мало. Надо бы постепенно перейти к стенографии. Начать можно с заголовков. Официальный сайт Петропавловск-Камчатского городского округа уже провёл 8 июня 2020 года подобный эксперимент. Напечатал заголовок:

Константин Брызгин принял участие в расширенном засеДНии Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.

И все читатели поняли применённый «стенографизм» без мозговых усилий!

И ещё, конечно, следует упростить пунктуацию. С ней одна морока. Во-первых, надо со школьных беспечных лет ежедневно помнить, что́ такое подлежащее и сказуемое. А во-вторых — постоянно удерживать себя от попыток поставить запятую между ними. Не так-то это просто. Вот попробуйте разобрать предложение из статьи, опубликованной 12 июня 2020 года на официальном сайте «Камчатский край», а потом ещё и найти лишнюю запятую:

Глава Камчатского края Владимир Солодов в ходе рабочей поездки в детский сад «Жемчужина» на улице Арсеньева в Петропавловске-Камчатском, поставил задачу открыть учреждение в августе.

Да легко! — скажете вы. Ведь здесь всего одна запятая.

Ладно, это вам легко. А легко ли было тем, кто статью набирал и, боже упаси, корректировал? Наборщик поставил запятую. На всякий пожарный. Да, он перестарался. И что случилось? А ничего, смысл понятен, и ладно.

В общем, о подлежащем и сказуемом надо забыть навсегда.

А теперь — корректорская головоломка посложнее. Попробуйте найти ошибки в этом наборе (из статьи, опубликованной 12 июня 2020 года на официальном сайте Петропавловск-Камчатского городского округа):

пр. Победы д.51

Нашли? Так легко или нет?

Корректор сделал бы в этой коротенькой записи три исправления. (Да и наборщик, знающий технические правила набора, не допустил бы ошибок.) Но зачем такой кропотливый труд? И без этого сойдёт. Что мы, таких адресов никогда не видели?

Вот я и говорю: пусть будет небрежный набор, пусть будут орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки. Разве ж они понятливому читателю мешают? К тому же некоторые ошибки бывают такими милыми и забавными, что весьма веселят и тем самым продлевают читателю жизнь.

Поэтому к метле корректоров! Или под неё.

Leave a Comment