Антиэкскурсия по Петропавловску-Камчатскому: по исчезнувшим в последнее время памятным знакам и по объектам культурного наследия с недостоверной информацией

Часть 1

Зашла я в прошлом году, накануне нового учебного года, в сверкающую новым фасадом петропавловскую школу № 8 на улице Давыдова. Поинтересовалась у двух учительниц, стоявших в вестибюле, не знают ли они, куда делась со стены школьного здания памятная доска с текстом о том, чьё имя носит эта улица. Знают: доска стоит в подсобке, а сняли, видимо, при ремонте наружных стен здания.

«Что ж не повесите?» — «Так тяжёлая!» — «А старшеклассников разве нет?» — «Не имеем права использовать детский труд!» (Ну конечно же, «детский труд»! Теперь ясно, для кого у входа в школу и на углу школьного здания висят таблички: «Не курить!». Для 16-летних детишек.)

В библиотеке № 6 на улице Чубарова мне сказали, что памятной доски в их помещении нет. А о том, что она когда-то была на этом здании, вообще не знают.

На улице Рябиковской спрашивать, где может находиться мемориальная доска, установленная недалеко от места гибели в 1922 году И. В. Рябикова, было не у кого. Местные жители показали на пустырь: дом, который я ищу, вероятно, снесён вместе с другими домами.

Исчезли памятные доски и с домов на улицах Тушканова и Фролова.

Как бы мы ни относились к периоду борьбы за установление советской власти на Камчатке, но это наша история. Заметьте: все вышеперечисленные доски посвящены как раз личностям того периода. Можно говорить о совпадении; о том, что город сносит старые дома, облицовывает фасады — в этом, мол, вся причина. Допустим. Но почему тогда эти доски не возвращают на прежнее место?

На улице Атласова, перед зданием ДОСА (а потом — ДОРА), много лет стоял памятник основателю Советского государства — В. И. Ленину. Прошлым летом я там памятника не обнаружила. Площадь перед зданием была заставлена стройматериалами, времянками для рабочих, а в здании вовсю шёл капитальный ремонт. Я подошла к рабочим с вопросом, видели ли они здесь памятник Ленину. Один из них ответил, что памятник увезли весной.

Конспирология это или нет, но с лица города исчезают памятные места, связанные с революционным периодом.

А только ли с этим? Как оказалось, нет. В микрорайоне Завойко есть улица Обороны 1854 года. Жители это длинное название сокращают до Обороны. Что за оборона, когда была, от кого оборонялись? А ведь это главнейшее историческое событие, за которое Петропавловск-Камчатский получил звание «Город воинской славы». На одном из домов раньше была памятная доска, рассказывавшая, в честь какого события названа эта улица. Была, да сплыла.

Часть 2

Все дома, на которых когда-то висели вышеназванные доски, и стройплощадку на улице Атласова с исчезнувшим памятником Ленину я посетила прошлым летом. Недавно, в последнюю субботу октября, провела новый тур. Что изменилось?

На стену школы № 8 доску так и не повесили. Знают ли о памятной доске, находящейся в подсобке, учителя истории и директор школы? Школа была закрыта: выходной.

На двери библиотеки № 6 висело объявление о ремонте, который продлится до 1 декабря. Побеспокоились ли библиотечные работники — работники культуры! — о том, чтобы выяснить, где теперь доска, ведь есть большая вероятность, что ближайшее место её хранения после снятия — именно их учреждение.

Доски, рассказывающие о том, кто такие Б. Давыдов, Г. И. Чубаров, Л. Я. Тушканов, Н. П. Фролов, не появились. В Завойко я второй раз не ездила, но что-то мне подсказывает, что и на улице Обороны 1854 года доски как не было, так и нет.

Памятник Ленину на улицу Атласова не вернули. Может, он на реставрации? Но прошло уже по меньшей мере полтора года с того времени, как его увезли (а возможно, и больше, ведь рабочий мог и ошибиться). Теперь на площади у недавно открытого Дома молодёжи (бывшего здания ДОРА) поставили скульптурную композицию в честь студенческих отрядов. Когда я её фотографировала, из здания вышла женщина с предложением: «Хотите, я вас сниму на фоне памятника?» Я спросила у неё: «А куда дели памятник Ленину?» Ответ был ёмкий: «Без понятия!»

В тот же день посетила я и отреставрированный монумент Славы пограничникам. Слов нет, хорошая площадь, большая, огороженная, со скамейками для туристов, прибывающих на летательных аппаратах (ни одного пешеходного перехода к памятнику нет).

Стела обновлена, горельефы пограничников как новенькие, но на стеле теперь нет доски со словами о том, когда, кем и в ознаменование какой даты установлен монумент. А на одном из пяти надолбов раньше была информационная табличка с текстом на двух языках. Вот зачем это было убирать? Непонятно.

Стирается из памяти то, что было в прошлом… Памятники и памятные знаки для того и ставятся, чтобы следующим поколениям было на что или на кого равняться, чем и кем гордиться, на чьём примере воспитывать детей. Конечно, со временем могут измениться оценки и предпочтения, но имеем ли мы право пренебрегать тем, что возвышали наши предки, чему они поклонялись, во что верили?

Часть 3

Далее мой тур по некоторым городским памятным местам продолжился в историческом центре Петропавловска-Камчатского.

В автобусе объявили: «Остановка «Драмтеатр»». Да, ещё с прошлого года в городском транспорте стали объявлять названия остановок. Тот, кто составлял тексты для этой радиотрансляции, видимо, не задумывался над тем, что составляет. Удивительно смешение старых и новых названий. Бывший «Силуэт» теперь — «Детская поликлиника», а «АЗС» — «Педучилище». Но уж если менять привычные старые названия на новые, то менять правильно: сейчас не педучилище, а педколледж. А заодно и поправить неверное название, которое и на автобусных табличках уже много лет красуется: «Бухта Бабия». Нет, не Бабия, а Бабья, это краеведы давно выяснили. Администрация утверждает названия остановок особым документом. Бывшую остановку «УТРФ» на Ленинской в своё время переименовали в «Аллею флота». Сейчас эта аллея имеет другое название: Аллея морской славы. Об этом говорит установленная табличка на камне у входа на аллею с южной стороны. Вернее, говорила, так как эта табличка давно выдрана чьими-то заботливыми руками, а сам памятный знак и невысокий пьедестал со ступеньками в удручающем состоянии. (Есть и другие неточные названия городских остановок, но для их обзора надо устроить ещё и автобусный тур.)

Итак, я вышла из автобуса, как раньше говорили, на Театральной.

Первым делом навестила берёзку на берегу озера. Её посадили как символ края в 2014 году, мероприятие по посадке проходило торжественно, в День города, с участием почётных жителей, представителей городских властей. Сначала у берёзки поставили камень и прикрепили к нему памятную доску со словами, что это берёза каменная — символ Камчатского края. Потом камень исчез, а табличку прикрепили к специальной подставке-пюпитру. Прошлым летом это сооружение стояло недалеко от берёзки. Теперь ни пюпитра, ни таблички я не увидела. Может, унесло ветром? Или убрали на зиму в помещение? Но тогда почему берёзка осталась беззащитной, её не огородили, не укутали на зимний период? Берёзка за последний год вытянулась, но какая-то она хилая и, как мне показалось, полуживая.

Берёза каменная на берегу Култучного озера, посаженная 17 октября 2014 года как символ Камчатского края. 27 октября 2018 года. Автор фото: Р. А. Пирагис
Берёза каменная на берегу Култучного озера, посаженная 17 октября 2014 года как символ Камчатского края. 27 октября 2018 года. Автор фото: Р. А. Пирагис

Я вернулась на площадь удручённая. На большом экране транслировалась программа краеведческой тематики (тут же стояли пять экскурсионных автобусов, вокруг них — шумная толпа туристов). Ведущий программы рассказывал об истории площади имени Ленина. Прозвучали слова: «На этой площади расположены четыре памятника». А памятный знак со словами В.-Й. Беринга назван не был. Кстати, где он?

Памятный знак со словами Беринга на берегу Култучного озера.
Памятный знак со словами Беринга на берегу Култучного озера. 27 октября 2018 года. Автор фото: Р. А. Пирагис

В прошлом году, при обустройстве береговой полосы Авачинской губы, примыкающей к площади, я этот памятный знак (красивый камень, кстати!) видела в трёх местах. Его переставляли по мере продвижения дорожно-строительных работ. Теперь я его увидела недалеко от монумента в честь святых апостолов Петра и Павла. Вроде бы хорошее выбрано место, с обзором на озеро и конус вулкана. Фотографируйтесь, туристы!

Но ведь правильно ведущий программы его не упомянул: стоит этот камень не на историческом месте. Читаем слова на картуше, прикреплённом к камню:

«Прибыли во оную гавань в двух пакетботах 1740 году октября… …и гавань названа нами святых апостол Петра и Павла. Витус Беринг» (цитирую без изменений).

То есть те, кто поставил на берегу озера этот камень, «привязали» его к монументу апостолам. А о какой гавани-то писал Беринг? О Петропавловском ковше! То есть камень этот должен стоять на месте высадки Второй Камчатской экспедиции — на берегу ковша, а не Култучного озера. Например, в районе сквера Свободы. А ещё лучше — на месте того многоэтажного монстра, который вопреки здравому смыслу и возмущению городской общественности был построен на улице Ленинской — в историческом центре города.

Представим себя на месте экскурсовода. С чего начинать экскурсию по истории города? А вот с того, что в гавань, после её обследования сначала И. Свистуновым и Е. Родичевым, а затем И. Ф. Елагиным (который, кроме того, начал ещё и строительство домов), прибыли пакетботы командора Беринга. И показать эту гавань, придя к месту высадки экипажей на её берегу — к камню со словами командора.

Кстати скажу об этих словах. Цитируется, видимо, рапорт Беринга в Сенат от 22 апреля 1741 года. Он опубликован в сборнике документов «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в.». Но как цитируется! Вот что написано в рапорте:

«А вышереченная гавонь к отстою в зимнее время морских судов весьма способна, и для того и прибыли во оную гавонь в двух пакетботах со всею командою того ж 740-го году октября 6 дня благополучно, где и зимовали. И оная гавонь названа нами Святых апостол Петра и Павла».

Здесь я выделила тот текст, который использовали для цитирования на камне. Есть разница? Есть, и существенная: на камне по каким-то соображениям выпущено число октября. Это во-первых. А во-вторых, год и слово «гавонь» даны зачем-то в современном написании; в-третьих, слово «святых» дано со строчной буквы, хотя у Беринга с прописной. Кроме того, технически неверно выполнено сокращение цитируемого текста (многоточие вместо опущенных слов должно быть поставлено везде, где есть пропуск; дважды многоточие ставить не следовало; также не надо было слеплять два цитируемых предложения в одно).

Здесь самое место сказать о том, что памятные тексты, видимо, вообще никем не вычитываются. Как набрали на компьютере, так и отлили, отпечатали. И даже не в кривописании главная беда. Искажаются имена-отчества, годы и другая важная информация. В итоге — искажается история.

В частности, недостоверная информация есть на памятных досках на улицах Елагина, Капитана Беляева, Пономарёва и на площади Щедрина; на стелах Аллеи Героев; на охранных досках около памятников «Слава» и Ч. Кларку (Клерку). Правда, некоторые ошибки исправляются, но от этого мало толку. Так, в парке Победы на огромной памятной стене со списком петропавловцев, погибших в Великой Отечественной войне, есть исправления в некоторых фамилиях и инициалах, но буквы видны обе — и старая, и новая, а какая из них более поздняя, непонятно.

Но вернусь к камню со словами Беринга и пойду по Ленинской. На Аллее почётных граждан я ожидала увидеть имена почётных граждан, получивших это звание в октябре нынешнего года, на третьей грани стелы, так как две уже заняты фамилиями почётных граждан прежних лет. Не тут-то было. Две новые фамилии притулили на одной из исписанных граней, а именно на лицевой, под словами с названием стелы. Тут же вспомнились слова учителей в оправдание того, что невозможно повесить памятную доску: «Она тяжёлая». Действительно, зачем тащить лестницу к стеле и помещать фамилии новеньких в самом верху свободной грани, если проще сделать это на корточках, в самом низу лицевой грани? Ну и что с того, что в списке фамилий будет нарушена погодовая очерёдность присвоения звания? Она и так нарушена!

Не думаю, что исполнитель выдвигал именно последнюю причину. Но о ней здесь скажу. Действительно, самые первые фамилии на стеле — Завойко и Максутов, хотя звание «Почётный гражданин города Петропавловска-Камчатского» им присвоили относительно недавно, в 2010 году. Но этому первенству в списке возражения нет: В. С. Завойко и А. П. Максутов известны практически любому камчатцу, их поставили в список первыми в знак уважения к их заслугам. Однако после них должен был записан А. С. Олейник (Топорков), ведь «сколько раз твердили миру», что первым почётным гражданином города стал в 1965 году именно он. Не оформленное вовремя присвоение звания было подтверждено позже решением Петропавловского горисполкома. Оно опубликовано в сборнике документов и воспоминаний «Петропавловск-Камчатский, 1740–1990». Тем не менее Олейник (Топорков) в списке стоит только пятым! (Замечу, что на стеле он записан так: Топорков (Олейник), то есть сначала поставили псевдоним, потом настоящую фамилию. Возможно, это связано с тем, что и улица в городе называется по псевдониму: улица Топоркова. Как, кстати, и улица Кручины, и памятник именно Кручине, а не Толкачёву. Наверно, так привычнее.)

Казалось бы, это мелочи: подумаешь, поставили фамилию в пятую строку! Но есть немалая вероятность того, что гид, не читавший ни указанного документа, ни публикаций местных краеведов, скажет экскурсантам, глядя на стелу, что первым получил звание тот, кто возглавляет список. Кстати, если бы после фамилий были указаны годы присвоения званий, это бы частично компенсировало неразбериху. (Замечу, что мой «наезд» на не читающих соответствующую литературу гидов не беспочвен. Была я в этом году на автобусной экскурсии по городу, наслушалась небылиц и отсебятины. Ошибок было столько, что мама не горюй.)

Что ещё «антиэкскурсионного» на Аллее почётных граждан? Опять цитата. Помещена она ни с того ни с сего — без связи с темой — на стенде «Галерея почётных граждан города»:

«…а вышенаречённая гавань к отстою морских судов весьма пригодна и земля для жительства способна. Посему в 1740 году октября 6 дня (17) на оном месте определено стать граду Петра и Павла» (цитирую без изменений; предложение почему-то начато со строчной буквы).

Подписи под этими словами нет, но выражения знакомы. Из какого текста они взяты, выяснить не удалось. Похоже на рерайт рапортов или писем Беринга. Но если это подлинные слова, я буду признательна тому, кто скажет, в каком сборнике документов опубликован источник.

Аллея почётных граждан поразила своим запущенным видом. 17 октября 2018 года, в День города, когда здесь вручали документы новоиспечённым почётным гражданам, клумбы с разбитой облицовкой были замаскированы чёрной плёнкой. Сейчас всё открыто, и смотреть на разбитую аллею просто страшно.

Зато памятник «Часовня» теперь, после реставрации, в отличном состоянии. И даже наконец-то появилась надпись на металлической доске, прикреплённой к кресту над могилой защитников (раньше доска была без надписи).

По улице Красинцев шла с удивлением. Три дома постройки начала XX века теперь одеты в саркофаги: на полотнах вырисованы окна с наличниками — видимо, такими эти дома раньше были и так будут выглядеть после реставрации. Хотя странно, что один из домов задрапирован саркофагом с кирпичным рисунком. Разве на Камчатке были дома из кирпича? Вокруг ещё одного дома поставили забор, на котором поместили, причём сразу в двух местах, план реставрации.

Дом в саркофаге (улица Красинцев, 13). Справа — забор, установленный вокруг дома № 15, с охранной доской и планом реставрации.
Дом в саркофаге (улица Красинцев, 13). Справа — забор, установленный вокруг дома № 15, с охранной доской и планом реставрации. 27 октября 2018 года. Автор фото: Р. А. Пирагис

Появились охранные доски, которых ещё не было (правда, они уже в другом стиле, чем те, что были установлены раньше на других домах; видимо, какого-либо стандарта для их составления нет). Но всё равно доски ещё не на всех домах, принятых под охрану государства как памятники архитектуры и градостроительства. Например, досок нет на доме № 7, занятом под кафе, и на доме № 4 — многострадальном доме купца Подпругина (какие-то негодяи уже успели расписаться на саркофаге).

Дом купца Подпругина, закрытый саркофагом (улица Красинцев, 4)
Дом купца Подпругина, закрытый саркофагом (улица Красинцев, 4). 27 октября 2018 года. Автор фото: Р. А. Пирагис

От дома Подпругина пошла по нечётной стороне Ленинской, через Аллею морской славы. О том, в каком состоянии табличка с её названием, я написала выше. Трудно себе представить, что гости города, прибывающие на круизных лайнерах, не видят это безобразие. Конечно же, видят и даже фотографируют.

Смотрела издали на дом № 26 на Ленинской в растерянности: с него исчезла охранная доска. Обшарпанное здание выглядело заброшенным.

Дом бывшего вице-губернатора с канцелярией постройки 1910–1912 годов (улица Ленинская, 26).
Дом бывшего вице-губернатора с канцелярией постройки 1910–1912 годов (улица Ленинская, 26). 27 октября 2018 года. Автор фото: Р. А. Пирагис

Сразу же пошла к соседнему дому, № 24: не сняли ли доску и с него? Нет, не сняли. Значит, первая мысль о том, что эти доски собираются менять местами, — неверная.

А возникла она потому, что я как раз недавно обнаружила, причём случайно, что на сайте городской администрации информация об этих двух домах переставлена местами. По паспортам этих объектов культурного наследия регионального значения и по их охранным доскам так: № 24 — это «дом жилой для служащих канцелярии», а № 26 — «дом вице-губернатора с канцелярией». В опубликованном на сайте администрации списке — ровно наоборот. Список называется: «Объекты культурного наследия регионального значения, расположенные на территории Петропавловск-Камчатского городского округа».

Разночтения, которых сейчас и в книгах, и на интернет-страницах огромное количество, — это всегда досада. Они вызывают ненужные споры. Случайная описка, ошибка — а в итоге, по большому счёту, — искажение исторической данности.

Возвращаясь по чётной стороне улицы Ленинской, подошла к мемориальной доске А. Н. Виноградову. Когда я услышала, что в День города будут проводиться мероприятия около неё, подумала, что, наверно, её отремонтировали: аккуратно прибили полуоторванную планку рамки или даже заменили всю рамку. Оказалось, ни то, ни другое. Покалеченную планку расклепали, и она распласталась на доске неопрятным пятном. Издали не очень-то заметно, и ладно.

Часть 4

Я пришла в сквер с памятником Ж.-Ф. Лаперузу, думая, что мой тур по исчезнувшим или искажённым памятным местам исторического центра города закончился. Однако здесь меня подкараулил неприятный сюрприз.

Корю себя за то, что сразу, летом прошлого года, не написала о том, что здесь обнаружила, и не опубликовала сделанный снимок. Просто фотография показалась мне некачественной. А потом памятник Лаперузу стали реставрировать. И вот сейчас я подошла к памятнику, новенькому, покрашенному. Рядом увидела пюпитр с охранной доской. В моё прошлогоднее посещение я охранной доски не обнаружила. Чтобы удостовериться, что она действительно отсутствует (её могли прибить к памятнику и с другой стороны), я обошла постамент.

Меня заинтересовало: что там, высоко, на камне, обвитом цепью, за надпись? Забралась на низенький парапет, окружавший сквер. Да, надпись, из трёх строк. Нижняя строка почти не видна: закрыта цепью. Но первую строку, написанную полукругом, можно прочитать, хотя и с трудом. Она с буквой ять! И видны четыре крупные цифры между верхней и нижней строкой. Это дата. Значит, на камне выцарапаны или выбиты слова более века назад. Первая строка: «Сооруженѣ крейсеромѣ»; вторая: «1892». В третьей строке — одно слово, видны верхушки двух последних букв: «ка». Зная, кто в 1892 году вместо креста установил этот камень, можно догадаться, что в третьей строке — слово «Забияка».

Таким образом, на тыльной стороне камня экипаж русского военного крейсера «Забияка» в 1892 году оставил автограф. В прошлом году, когда я его впервые увидела, автографу исполнилось 125 лет. Прямо-таки юбилей!

Памятник Ж.-Ф. Лаперузу, тыльная сторона. Над цепью — надпись, сделанная в 1892 году военными моряками крейсера «Забияка»
Памятник Ж.-Ф. Лаперузу, тыльная сторона. Над цепью — надпись, сделанная в 1892 году военными моряками крейсера «Забияка». 27 октября 2018 года. Автор фото: Р. А. Пирагис

А что в этом году? Камень во время реставрации, видимо, покрасили, потому что надпись я снизу уже не увидела. Всё равно сфотографировала место, где был автограф военных моряков конца позапрошлого века. Только на фотографии, при сильном увеличении, я едва разглядела слабые следы былой надписи. Буквы прочитать невозможно.

Так это меня расстроило, кто бы знал! Единственный настоящий автограф из далёкого прошлого! Как можно было при реставрации не заметить его? Распылить краску по поверхности камня — и все дела!

Если бы я об этой своей находке вовремя написала, то кто-нибудь, может быть, прочитал бы и предупредил рабочих? Наверно. Но теперь жалеть поздно. А возможно ли как-то восстановить историческую надпись, не знаю…

Послесловие

На этом закончился мой поход по городским достопримечательностям, которые либо уже не существуют, либо содержат недостоверную информацию. Конечно, я написала не всё. Кое-что только перечислила, без расшифровки, а кое-что требует вообще отдельного разговора. Вроде бы это и не моё дело… Но почему же не моё? Я живу в Петропавловске с малых лет, он мне родной.

Leave a Comment