О способах разделения фрагментов текста

Читательница моего блога Виктория задала два вопроса:

1. Является ли нормативным делать пропуск строки в диалоге, отделяя реплику персонажа от следующего абзаца, где начинается речь от лица повествователя? Особенно если после нескольких абзацев повествования диалог продолжается.

2. Как лучше разделять фрагменты текста разных временны́х интервалов или разной тематической направленности в пределах одной главы? В книгах встречаю самые разные варианты: вообще никакого разделения, пропуск строки, отточия, астериск, горизонтальная черта. Есть ли какие-то стандарты? Если да, то в какой справочной литературе об этом почитать?

По первому вопросу. При чередовании "реплика — абзац авторского текста — снова реплика" абзацы друг от друга не отделяются. Да, есть некоторое неудобство при переходе от первой реплики к авторскому тексту, но чаще всего реплика и авторский текст легко распознаются, исходя из смысла фраз. А отделять пробельной строкой ("пропуском строки") авторские слова от второй реплики вообще нет необходимости. Ведь реплика должна начинаться с тире, и зрительно она с предыдущим текстом не сливается.

По второму вопросу. Действительно, применяются разные способы разделения фрагментов текста (эпизодов). Жёстких правил не встречала.

Самый простой способ — пробельная строка ("пропуск строки"), то есть так называемый немой заголовок. Но это не всегда информативно: пробельную строку можно не заметить, когда она попадает в конец или в начало полосы. Поэтому, если Вы увидели, что при вёрстке такое случается часто, лучше перейти на графический вариант.

Один из графических вариантов — строка, состоящая из точек от начала строки до её конца. Такие графические заголовки встречаются в старых художественных изданиях. Возможно, была такая "мода". Однако и современным авторам такой способ разделения фрагментов не чужд, о чём я напишу ниже. Не скажу, что это прямо-таки плохой способ, но мне строка из точек кажется слишком сильным заголовком, а если точки ещё и жирные, то даже более сильным, чем обычный, то есть буквенный, заголовок. Поэтому с этими заголовками-"выскочками" надо быть начеку.

Отточие, недлинная горизонтальная чёрточка и три звёздочки более информативны, чем пробельная строка. Но звёздочки для цели разделения фрагментов цельного текста в прозаических произведениях не очень уместны, ведь мы часто видим такие звёздочки в качестве заголовков стихов, и эта ассоциация звёздочек именно со стихотворным текстом довольно стойкая.

Кстати, о звёздочках писал ещё П. Г. Гиленсон в своём справочнике 1988 года: "Если в качестве заголовка (для разделения текста) применяют три звёздочки, то они должны быть разделены полукегельными, причём одна или две звёздочки должны находиться на верхней линии, остальные — на нижней". Сейчас нередко встречаются в книгах звёздочки на одной горизонтали, что, как видим, неверно.

В научной, в научно-популярной литературе наиболее информативным мне представляется выделение первого слова фрагмента шрифтом полужирного начертания или прописным шрифтом. Одновременно с выделением первого слова пробельную строку можно и применять, и не применять.

Ещё один вариант выделения первого слова — буквица (инициал). Но буквица более уместна, пожалуй, в художественной литературе.

И позволю себе небольшое рассуждение по поводу того, как соподчиняются немой и графический заголовки. А такой вопрос может возникнуть, если в тексте есть большие фрагменты, а внутри этих больших — малые, которые тоже необходимо, по авторской задумке, отделить друг от друга.

Однажды мне пришлось редактировать книгу с подобной усложнённой структурой. В книге были обычные (буквенные) заголовки; заголовки из сплошных точек во всю строку; немые заголовки. При чтении удивилась тому, что строками из точек были разделены не только фрагменты внутри глав, но и сами главы, которые, в свою очередь, то имели буквенные заголовки, то нет. Плюс то, что у фрагментов были и буквенные заголовки, и точечные, и немые. Пришлось поломать голову над структурой книги и соответственно определить соподчинённость всех  видов заголовков.

Ясно, что буквенные заголовки (заголовки глав) — самые старшие. Это заголовки первого ранга. Стоявшие непосредственно над ними строки из точек — конечно, лишние. А внутри главы? Так как бросаются в глаза прежде всего строки из сплошных точек и лишь потом замечаешь пробел между абзацами, то, определив по смыслу "старшинство" фрагментов, я присвоила заголовку из сплошных точек звание второго ранга, а пробельной строке — третьего. Думаю, это было логично и удобно для читателя. Текст фрагмента, у которого был собственный буквенный заголовок, пришлось выделить другой гарнитурой, чтобы не нарушать соподчинённость: "буквенный заголовок главы — точечный заголовок большого фрагмента — немой заголовок малого фрагмента".

Если бы вместо точек был использован другой графический заголовок (чёрточка, звёздочки), то, видимо, по той же логике графический заголовок был бы на ранг выше немого. То есть пробельная строка (немой заголовок) — это самый младший из всех заголовков, что и понятно из его наименьшей наглядности.

Итак:

— перед каждым большим фрагментом главы ставим выбранный графический заголовок: чёрточку, либо строку из множества точек, либо три звёздочки (если уж хочется применить их в прозаическом произведении);

—  перед каждым малым фрагментом, входящим в состав большого, ставим пробельную строку.

Добавлю, что это из моей практики. Возможно, кто-то, встречаясь с аналогичными сложностями при разделении фрагментов, делал по-своему.

9 Thoughts to “О способах разделения фрагментов текста”

  1. Александр

    Здравствуйте. Спасибо за статью. Можно ли пояснить примером: что значит чёрточка? Несколько тире без пробелов по центру страницы или несколько дефисов? С уважением, Александр.

    1. Здравствуйте, Александр. Не думаю, что это принципиально. Я бы поставила три тире без пробелов. Можно и нижнюю черту использовать, и дефисы. Не в форме же дело.

  2. Александр

    Спасибо за пост :-)

  3. Анрей

    Какой длины должна быть горизонтальная чёрточка, отделяющая фрагменты текста? Есть ли какие-нибудь правила на этот счёт?

    1. Анрей, таких рекомендаций не встречала. Но если учесть, что длина линейки, отделяющей сноску от текста, должна быть равна одному квадрату, то думаю, что было бы логично и для заголовочной линейки соблюдать такой же размер.

  4. Марина

    Добрый день!
    Спасибо за информативную и полезную статью. Как раз возник такой вопрос, и ответ нашла здесь.

    1. Марина, спасибо за комментарий! Приятно, что моя небольшая статья пригодилась.

  5. Виктория

    Спасибо за ответ, Раиса Аркадьевна.
    А когда разделитель (кроме пробельной строки) оказывается на стыке полос, его оставляют в конце предыдущей страницы или переносят на следующую? Или на какую попадает, там и оставляют?

    1. Видимо, здесь надо следовать логике. Если считаем разделитель фрагментов (звёздочки, горизонтальную чёрту) заголовком, то при вёрстке и поступаем так, как с заголовком: отбивку перед ним делаем больше, чем под ним; в конце полосы под ним оставляем не менее трёх строк, а если не помещаются три (ну хотя бы две), то переносим на следующую полосу.

Leave a Comment