Правила составления ребуса

В ноябре 2007 года я писала о ребусах, включённых в развивающую игру «Забавы в картинках» для дошкольников и младших школьников. В одном из ребусов было загадано слово с ошибкой: «лунАход». Ещё в одном был загадан глагол «натянули», и его с трудом могли отгадать даже взрослые. Ясно, что составители ребуса нарушили некие правила. А какие?

Мы любим разгадывать головоломки — шарады, ребусы, чайнворды, кроссворды, лабиринты, криптограммы, загадки, шуточные задачки. Решая их, не больно-то мы и задумываемся, по каким правилам они составлены. Кто, к примеру, нас учил, что чайнворд — тот же кроссворд, только его надо решать «по кругу»? Да мы это в детстве знали ещё раньше, чем таблицу умножения! И знали, что перевёрнутая картинка в ребусе означает: «Читай слово задом наперёд».

Это всё — неписаные руководства для тех, кто отгадывает головоломки.

Но существуют ли правила, по которым составляются различные виды головоломок? Например, правила составления ребуса?

Я попыталась сформулировать правила составления ребуса, опираясь на примеры ребусов различной сложности и просто исходя из разумной логики. И вот что получилось.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ РЕБУСА

Введение

Слово «ребус» происходит от латинского слова «res» — «вещь».

Суть ребуса — загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Решить ребус — значит «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

Общие положения

  1. Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
  2. Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.
  3. Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
  4. Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
  5. Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Требования к ребусу

  1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди два решения этого ребуса».
  2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
  3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: «Отгадай причастие»).
  4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).
  5. Ребус должен составляться слева направо.

Основные приёмы составления ребуса

  1. Переворачивание «вверх ногами» рисунка (либо фотографии), знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.
  2. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв. При этом:
    • количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
    • запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
    • запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.
  3. Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце загадываемого слова.
  4. Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в загаданном слове.
  5. Проставление математического знака равенства между двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.
  6. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «к». Например: слово «сок», далее — стрелка, направленная вправо, и буква «у» — всё это читается так: «кусок».
  7. Помещение над рисунком (или над символом, над сочетанием букв) горизонтальной стрелки, направленной остриём влево, служит для указания, что после расшифровки слово или его часть надо прочитать задом наперёд.
  8. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее). При этом:
    • изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ: «липа»;
    • употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры: 4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы: четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;
    • употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.)
  9. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
  10. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом. Например:
    • наложение картинок, букв друг на друга, когда они как бы выглядывают друг из-за друга или друг из-под друга, прислонились друг к другу, служит для зашифровывания «за», «перед», «на», «под», «сквозь», «у», «к» и т. п. (например, буквы «ка» «спрятались» за букву «н» — это «казан»);
    • «разбрасывание» по картинке или по букве каких-либо одинаковых букв служит для зашифровывания «по» (например, буквы «и» как бы рассыпаны по букве «н» — это «пони»);
    • вписывание в картинку или в букву других букв служит для зашифровывания «в» (например, буквы «сли» вписаны в букву «а» — это «слива»);
    • изображение букв, фигур, взявшихся «за руки», служит для зашифровывания «и», «с» (например, взявшиеся «за руки» буквы «к» и «т» — это «кит», а «о» и «а» — «оса»);
    • изображение букв, фигур, убегающих друг от друга, подбегающих друг к другу, выходящих откуда-либо, взбирающихся на что-либо, входящих куда-либо, бегающих по чему-либо и так далее — для зашифровывания «к», «от», «из», «на», «в», «по» и т. п.
  11. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею).
Камчатский форум