Правила составления ребуса

В ноябре 2007 года я писала о ребусах, включённых в развивающую игру «Забавы в картинках» для дошкольников и младших школьников. В одном из ребусов было загадано слово с ошибкой: «лунАход». Ещё в одном был загадан глагол «натянули», и его с трудом могли отгадать даже взрослые. Ясно, что составители ребуса нарушили некие правила. А какие?

Мы любим разгадывать головоломки — шарады, ребусы, чайнворды, кроссворды, лабиринты, криптограммы, загадки, шуточные задачки. Решая их, не больно-то мы и задумываемся, по каким правилам они составлены. Кто, к примеру, нас учил, что чайнворд — тот же кроссворд, только его надо решать «по кругу»? Да мы это в детстве знали ещё раньше, чем таблицу умножения! И знали, что перевёрнутая картинка в ребусе означает: «Читай слово задом наперёд».

Это всё — неписаные руководства для тех, кто отгадывает головоломки.

Но существуют ли правила, по которым составляются различные виды головоломок? Например, правила составления ребуса?

Я попыталась сформулировать правила составления ребуса, опираясь на примеры ребусов различной сложности и просто исходя из разумной логики. И вот что получилось.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ РЕБУСА

Введение

Слово «ребус» происходит от латинского слова «res» — «вещь».

Суть ребуса — загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Решить ребус — значит «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

Общие положения

  1. Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
  2. Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.
  3. Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
  4. Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
  5. Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Требования к ребусу

  1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди два решения этого ребуса».
  2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
  3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: «Отгадай причастие»).
  4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).
  5. Ребус должен составляться слева направо.

Основные приёмы составления ребуса

  1. Переворачивание «вверх ногами» рисунка (либо фотографии), знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.
  2. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв. При этом:
    • количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
    • запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
    • запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.
  3. Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце загадываемого слова.
  4. Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в загаданном слове.
  5. Проставление математического знака равенства между двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.
  6. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «к». Например: слово «сок», далее — стрелка, направленная вправо, и буква «у» — всё это читается так: «кусок».
  7. Помещение над рисунком (или над символом, над сочетанием букв) горизонтальной стрелки, направленной остриём влево, служит для указания, что после расшифровки слово или его часть надо прочитать задом наперёд.
  8. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее). При этом:
    • изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ: «липа»;
    • употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры: 4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы: четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;
    • употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.)
  9. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
  10. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом. Например:
    • наложение картинок, букв друг на друга, когда они как бы выглядывают друг из-за друга или друг из-под друга, прислонились друг к другу, служит для зашифровывания «за», «перед», «на», «под», «сквозь», «у», «к» и т. п. (например, буквы «ка» «спрятались» за букву «н» — это «казан»);
    • «разбрасывание» по картинке или по букве каких-либо одинаковых букв служит для зашифровывания «по» (например, буквы «и» как бы рассыпаны по букве «н» — это «пони»);
    • вписывание в картинку или в букву других букв служит для зашифровывания «в» (например, буквы «сли» вписаны в букву «а» — это «слива»);
    • изображение букв, фигур, взявшихся «за руки», служит для зашифровывания «и», «с» (например, взявшиеся «за руки» буквы «к» и «т» — это «кит», а «о» и «а» — «оса»);
    • изображение букв, фигур, убегающих друг от друга, подбегающих друг к другу, выходящих откуда-либо, взбирающихся на что-либо, входящих куда-либо, бегающих по чему-либо и так далее — для зашифровывания «к», «от», «из», «на», «в», «по» и т. п.
  11. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею).

Комментарии

 Напишите комментарий
  1. Подскажите, что может означать рисунок — мороженое (рожок и в нем три шарика) и за ним 31?

    • Lis, желательно иметь рисунок. Без него возникают вопросы. К примеру, что значит: «за ним»? На заднем плане? Или справа? Как написано «31»? Может, «3» — это не цифра, а буква «З»? Рисунок для решения важен.

  2. Уважаемые читатели блога и любители ребусов!
    В данное время совершенно некогда составлять ребусы.

  3. Помогите составить ребус к слову «земляника».

    • Картинка, изображающая землю в широком смысле этого слова (планета, глобус и т. д.), или конкретно изображение земли (почвы) + «Ника» (статуэтка) = Земляника

  4. Наталья

    Помогите составить ребусы к словам: «законный», «жилой», «продукция».

    • 1. Слово «законный».
      Картинка с изображением какого-нибудь закона, например закон Ома, + изображение библейского Ноя, над картинкой обозначить замену 2-й буквы («о») на букву «ы» = «законный».
      2. Слово «жилой».
      Взять картинку с изображением пожилого человека — «пожилой», под ней можно разместить фото Эдгара Алана По (амер. писатель XIX века) и перечеркнуть ее, это будет обозначать, что в слове «пожилой» надо вычеркнуть приставку «по-» (По Э. А.) + «жилой».
      3. Слово «продукция».
      Можно взять картинку с изображением продуктового магазина или самих продуктов — «продукты», над картинкой обозначить замену предпоследней буквы «т» на букву «ц», это будет выглядеть так: 7 = Ц, и в правом верхнем углу картинки поставить одну запятую, обозначающую отъем последней буквы в слове «продукты», + изображение известной женщины с именем Ия (актрисы Ия Савина или Ия Ненидзе и т. п.) = «продукция».

  5. Василиса

    Помогите, пожалуйста, составить ребус на имя «Зинаида».

    • «Зинаида»
      Можно взять фото актрисы Рины Зеленой, над ней обозначить замену первой буквы в имени («Р») на букву «З» (1 = З или Р = З), получаем «Зина-» + фото с изображением какой-нибудь известной женщины с именем Ида (или что-то в этом роде), например героиня всем известного сериала «Санта-Барбара» — Иден, заменяя при этом две последние буквы на букву «а» (ен = а), получаем имя «Зинаида».

  6. Помогите, пожалуйста, составить ребус со словом «производительность».

    • Слово «производительность».
      Взять картинку с изображением провизора (аптечный работник), над ней обозначить то, что 4-я буква в этом слове нам не нужна, то есть перечеркнуть 4, а в верхнем правом углу поставить две запятые, обозначающие отъем двух последних букв, получаем — «произ-«. Далее размещаем вторую картинку с изображением какого-нибудь водителя — «-водитель-» + берем 3-ю картинку с изображением кости, над ней обозначаем замену первой буквы («к») на букву «н», получаем «-ность». Теперь складываем все составляющие, получаем слово «производительность».

  7. Помогите, пожалуйста составить ребус «почтовая связь».

    • Камила, ребус на слова ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ:
      1. Рисунок: буква Ч, по всей букве написаны (разбросаны) числа 100, перед которыми стоит одна перевёрнутая запятая (расшифровка: ПОЧТО).
      2. Рисунок: в букву А вписана буква Я (расшифровка: ВАЯ).
      3. Рисунок: буква С и рядом буква Я, в которую вписаны 2 буквы: ЗЬ (расшифровка: СВЯЗЬ).

  8. Помогите, пожалуйста, составить ребус к слову СУБВЕНЦИЯ.

    • Камила, ребус к слову СУБВЕНЦИЯ может быть составлен так:
      1) рисунок: к букве Б как бы прислонилась буква С (расшифровка: СУБ);
      2) рисунок: в букву Е вписана (находится внутри буквы Е) буква Н (расшифровка: ВЕН);
      3) запись: Zn, а под записью: НК = Я (то есть слово ЦИНК, у которого 2 последние буквы надо заменить на букву Я; расшифровка: ЦИЯ).

    • Слово «Субвенция».
      Можно взять картинку с изображением первого блюда, над картинкой обозначить замену 3-й буквы на букву «б» (3 = б или п = б) +
      далее можно резместить картинку с изображением города Венеция, только взять узнаваемую, например взять картинку с видом каналов и т. д., над ней — цифру 4 и перечеркнуть ее, что значит, что она нам не нужна. Складываем составляющие, получаем — «субвенция».

  9. Как составить ребус на слово Вероника?

    • Lakomka, один из вариантов ребуса к слову ВЕРОНИКА:
      1) рисунок: внутри буквы Е находится греческая буква ρ (читается: «РО»), получаем: ВЕРО;
      2) рисунок: ткань (рулон ткани), перед рисунком одна перевёрнутая запятая, под рисунком запись: 4, 5, 2, 3 и рядом: Ь = И, получаем: НИКА.

    • Слово «Вероника».
      Взять картинку с изображением ворона, над картинкой обозначить замену буквы «е» на «о» (или так: 2 = о) + картинку с изображением какой-нибудь известной Вики, например няня Вика. Над ней в правом верхнем углу поставить запятую на отъем 1-й буквы, получаем «-ика», складываем составляющие, получаем: «Вероника».

      • Исправлю свою же ошибку — на 1-й картинке, наоборот, букву «о» меняем на «е», или 2 = е.

  10. Пожалуйста, помогите составить ребус на слова:
    информация;
    кодирование;
    хранение;
    передача;
    обработка.
    Заранее огромное спасибо.

    • Галина, ребус к слову ПЕРЕДАЧА:
      рисунок: на заднем плане — буква А, на переднем — две буквы: ЧА.

    • Слово «информация».
      Можно разместить фото актрисы Инны Чуриковой (или еще какой-нибудь известной Инны, а можно для убедительности загрузить фото двух известных женщин по имени Инна, но тогда в этом случае между ними поставить знак равенства =), над фото сделать пометку 1,2 — это значит, что нам нужны только первые две буквы от слова (имени), или же в правом верхнем углу поставить две запятые, что значит отбросить две последние буквы слова. Далее можно разместить картинку с изображением военной формы (или еще какой-нибудь). И последняя, третья картинка с изображением, например, кустарника акации, над картинкой проставить условие, что нам нужны только 4, 5, 6 буквы от слова, или же проставить три запятые в верхнем левом углу картинки с изображением акации, что указывает на отъем первых трех букв этого слова.
      Теперь складываем составляющие: Ин- + -форма- + -ция = Информация.

    • Слово «кодирование».
      Можно изобразить процесс копирования, над картинкой поставить замену буквы П=Д или 3 (третья) = Д. И все, ребус готов.

    • Слово «хранение».
      Берем картинку с изображением охраны, над картинкой обозначаем при помощи запятых с обоих концов картинки отъем первой и последней букв. Затем загружаем вторую картинку, на которой, например, кто-то поет — пение, отъем первой буквы в слове «пение» выполняем тоже при помощи запятой в левом верхнем углу картинки. Складываем хран — + — ение, получаем слово «хранение».

    • Слово «передача» подсказано выше.
      Слово «обработка».
      Об(-руч) + работ(+к)а = обработка.

  11. Евгения

    Подскажите, пожалуйста, ребус к слову «микрофон».

    • Евгения, ребус к слову МИКРОФОН состоит из предложения:
      мкВт, где ватт = фон.
      Поясняю: мкВт — это сокращение слова «микроватт»; знак равенства означает, что в слове «микроватт» надо заменить «ватт» на «фон».

    • Микрофон.
      М + икра (4=о) + фен (2=о) = Микрофон.

  12. Подскажите, пожалуйста, что означает стрелка, изображенная контуром слева направо между картинкой и буквой.

    • Антон! Возможно, так автор ребуса зашифровал предлог «к». То есть стрелка показывает, что изображённое на картинке как бы «бежит» к букве. Например, на картинке изображён лом, потом стрелка, потом буква «а» — всё вместе даёт слово «ломка».

  13. Валентина

    Подскажите, пожалуйста, как составить ребус на слово «миллионов».

    • Валентина, привожу для Вас описание ребуса на слово «миллионов».
      1. Картинка: на нотном стане — нота «ми». Так мы незамысловато зашифровали первые две буквы: МИ.
      2. Надпись по-латыни: Те. А справа и слева от этих двух букв — по две запятые. То есть так: ˮTeˮ. Таким способом мы зашифровали две буквы: ЛЛ. (Те — так обозначается химический элемент теллур. Запятые показывают, что у слова «теллур» надо убрать две начальные и две конечные буквы.)
      3. Изображение иконы, а над изображением (или под ним) — зачёркнутые буквы «к» и «а». Так мы зашифровали три буквы: ИОН. (То есть у слова «икона» убираем буквы «к» и «а».)
      4. Изображение: кулак с поднятым вверх большим пальцем. Это жест, который заменяет слово восхищения: «Во!». Под изображением — стрелка, направленная влево, что означает: «во» надо прочитать задом наперед. Получаем: ОВ.

  14. Пожалуйста, помогите составить ребус на словосочетание «биология лошади».

    • Дарья, предлагаю Вам такую схему ребуса к словам БИОЛОГИЯ ЛОШАДИ.
      1. Запись азбукой Морзе: — • • • (буква «Б») • • (буква «И»).
      Расшифровка: БИ.
      2. Запись: Sn’’ (то есть знак олова и после него две перевёрнутые запятые).
      Расшифровка: ОЛО.
      3. Рисунок: гиря; под рисунком запись: перечёркнутая буква «Р».
      Расшифровка: ГИЯ.
      4. Запись: шоколад (или рисунок плитки шоколада); под записью — ряд цифр: 5 2 1 6 7.
      Расшифровка: ЛОШАД.
      5. Отдельно стоящая буква «И».

  15. Алексей

    Помогите срочно составить ребус на фразу «Я буду там».

    Заранее огромное спасибо. :)

  16. Как составить ребус на слово «пожар»?

    • Милена, вот самый простой вариант: по большой букве «ж» разбросан слог «ар».
      Не сомневаюсь, что можно придумать и более сложные зашифровки слова «пожар». :)

  17. Помогите пожалуйста составить ребус к слову «предприятие»!
    Заранее спасибо.

    • Саша, ничего оригинального не придумалось. :) Предлагаю такой вариант.

      Рисунок 1. Передник (фартук), над рисунком — цифры 1 2 3 4 5 (при этом двойка — зачёркнутая), а после рисунка — три перевёрнутые запятые (зашифровано «пред»).
      Рисунок 2. Спортивный кубок (то есть приз), после рисунка — перевёрнутая запятая (получаем «при»). Есть вариант: вместо перевёрнутой запятой можно над рисунком написать зачёркнутую букву «з».
      Рисунок 3. Две буквы — «ѣ» (то есть «ять») и «е», которые как бы держатся за руки, при этом после «ѣ» стои́т перевёрнутая запятая (зашифровано «ятие»).

  18. Подскажите, пожалуйста, как составить ребус на предложение: банковский риск — это опасность потери банком части своих ресурсов, недополучения дохода, произведение дополнительный расходов.

    • Елена, извините, но на такой ребус нужно достаточно много времени. Думаю, что при необходимости Вы бы и сами могли его составить. :)

  19. Подскажите, пожалуйста, нужно составить ребус на словосочетание «профсоюзная улица».

    • Ирина, слова ПРОФСОЮЗНАЯ УЛИЦА можно зашифровать так (привожу последовательность элементов ребуса):
      1) буква П;
      2) рисунок розы, после рисунка — две перевернутые запятые (расшифровка: РО);
      3) буква Ф;
      4) дробная черта, над чертой — слово СОЮЗ, под чертой — буква Я (расшифровка: СОЮЗНАЯ);
      5) рисунок курицы, перед рисунком — одна перевернутая запятая, а под рисунком запись: Р = Л (расшифровка: УЛИЦА).

  20. Как составить ребус на слово Менделеев (Д. И. Менделеев)?

Напишите комментарий

Ваш email не будет опубликован.



Город Петропавловск-Камчатский в фотографиях