О «Берингии» и о повести камчатского писателя А. А. Смышляева «Пока собачки бегут на север…»

Первый день весны был, как известно, 2 марта.

А второй будет 22 марта. Потому что «пришла «Берингия» — значит, пришла весна!» (газета «Рыбак Камчатки» за 12 марта 2008 года).

Я вовсе не иронизирую, называя день старта «Берингии» — 22 марта — вторым днём весны. Для жителей эвенских и корякских сёл Корякского автономного округа Камчатского края «Берингия» — это не просто очередная ежегодная соревновательная гонка на собачьих упряжках по тысячекилометровой «шахме» (то есть по нартовой дороге), проложенной по тундре и сопкам. В дни «Берингии» на «глубинку» полуострова нацелен общий глаз правителей Камчатки, предпринимателей, работников социальных и культурных учреждений; с «Берингией» приходит реальная помощь в виде гуманитарных подарков.

Среди произведений камчатских литераторов есть единственная повесть о «Берингии» — «Пока собачки бегут на север…». Написал её член Союза писателей России А. А. Смышляев, опубликовав в своём сборнике «Навсегда ухожу к медведям» (Петропавловск-Камчатский, 2005. — С. 7–96).

Обложка сборника камчатского писателя А. А. Смышляева "Навсегда ухожу к медведям"

Написал тепло и откровенно. Не только о том, как к «Берингии» готовятся корякские, эвенские, а также и русские каюры, в каких тяжёлых условиях проходят соревнования. Но и о плачевном состоянии национальных сёл, о том, как живут-выживают их коренные жители и с каким нетерпением и надеждой ждут и встречают «берингийцев» в каждом селе, через которое проходит маршрут гонки.

Не думаю, что за три года после выхода повести что-то сильно изменилось в жизни камчатских северных сёл. Подтверждение тому — интервью с отцом Владиславом, настоятелем прихода Спаса Нерукотворного села Эссо Быстринского района Камчатского края (газета «АиФ-Камчатка» за март 2008 года, № 11). Отец Владислав подал заявку на участие в предстоящей «Берингии» в качестве спортсмена-каюра. Корреспондент беседовал с ним как с «единственным священником в стране, который решил опробовать на себе тяготы каюрской жизни», однако оставил без внимания слова отца Владислава о его миссионерских поездках по северу Пенжинского района. А ведь это были горькие слова: «…Там даже в посёлках нет связи, а дальше Воямполки люди вообще живут сами по себе… они не живут, выживают».

Сейчас практически в каждой камчатской газете написано о предстоящей «Берингии». Но это списки участников, сроки проведения, главный приз да скупые слова о том, что «цель гонки — сохранение традиционного образа жизни и национальных культур коренных народов Камчатки, а также привлечение внимания международного сообщества к проблемам коренных народов Севера».

Пока в СМИ — ни о самих проблемах, ни о том, чем «Берингия-2008» порадует детей Севера и его взрослых жителей.

Leave a Comment