Об экскурсе писателей в прошлое своих героев (на примерах романов А. Марининой «Чувство льда» и Х. Манкелля (Henning Mankell) «На шаг сзади»)

Так получилось, что прочитала один за другим два романа — «Чувство льда» Александры Марининой и «На шаг сзади» Хеннинга Манкелля (Henning Mankell). Невозможно их сравнивать, да и ни к чему. Но «единство времени и места» прочтения обоих произведений всё же повлияло: сравнение возникло само собой. Одно-единственное. Касается оно тех частей сюжета, которые посвящены описаниям детских лет и вообще прошлых событий, происходивших в жизни героев.

Была уверена, что «Чувство льда» — «чистокровный» детектив, поэтому с самого начала всё ждала происшествия, убийства, чего-то такого-эдакого, что затянуло бы меня в процесс расследования.

Потом, поняв, что замысел писательницы вовсе не в детективном расследовании (детективный жанр проявится по-настоящему в последней части романа), послушно следила за развитием событий в семьях героев-близнецов. Три поколения — дети, родители, бабушки-дедушки. Естественно, что описываются то прошлые годы, то настоящие… Вдруг поймала себя на мысли, что некоторые страницы читаю «по диагонали», мне они неинтересны.

Нет, вовсе не потому, что не оправдались мои надежды на остросюжетный детектив! А потому что писательские экскурсы в прошлое слишком длинны, затянуты необязательными диалогами. Это отрывает от мысли, запутывает, и приходится возвращаться к прежним главам, чтобы вспомнить какие-то имена.

Дочитала я Маринину. О времени, затраченном на довольно толстый (в двух книгах!) роман, не пожалела.

Поразмышляла о длиннотах в описании «исторического прошлого» героев. Вспомнила, с каким трудом я привыкала к аналогичной манере замечательной писательницы Людмилы Улицкой — подробно, обстоятельно вникать в прошлое своих героев, вытягивать из тех времён психологическую подоплёку событий настоящего времени. Но в «сагах» Улицкой это абсолютно необходимо (да и стиль писательницы таков, что завораживает, не хочется пропускать ни словечка).

И взялась я за роман «На шаг сзади» шведского писателя Хеннинга Манкелля. Это был прямо подарок для контраста! Сюжет — нетягучий, герой — живой, с ненадуманными житейскими проблемами. Я и не заметила, как виртуально вошла в «следственную группу» Курта Валландера.

Конечно, писатель не обошёлся без «кусков» текста, посвящённых прошлым событиям в жизни героя. Но как искусно (ненавязчиво!) вплёл он их в основной сюжет! Не оторвал и не выделил в отдельные главы, сделал короткими и ёмкими! Читала и восхищалась: мастер!

Leave a Comment