Что мне советовали водители-профессионалы

Правила знать надо!

Самый первый профессиональный совет после получения водительского удостоверения я получила от незнакомого человека. Совет обидный. Но справедливый.

Ехала я по улице Советской, спускаясь к Набережной. Показала левый поворот, чтобы обогнуть памятник Ленину на перекрёстке. Со стороны Озерновской косы к перекрёстку подъехал грузовик, тоже показал левый поворот: собирался ехать по Набережной. Остановился. Ждёт. Я тоже встала. Жду. Пусть проедет, ему нужнее, он на работе. Примерно так думала. Водитель посигналил мне. Я показываю рукой: проезжай, мол.

Он открыл дверь, встал на подножку и крикнул:

— Чего стоишь, твою мать?!

И это мне, такой вежливой!..

Я растерялась, а он ехидно добавил:

— Правила знать надо!

Я судорожно включила передачу, рывком тронулась, двигатель заглох. Водитель махнул рукой, проехал первым.

Правила я знала. Вообще сдала с первого раза и правила, и вождение. То-то и обидно.

Я рассказала этот случай соседу, постоянному моему партнёру по шахматам и верному другу и советчику Володе Рябушеву. Он был водителем автобуса.

Володя утешил:

— Хорошо, что тебя гаишник не видел ни в этот раз, ни тогда, на 10-м километре, когда ты своим «Москвичом» подлезла под нос моего автобуса. Скажи спасибо, что я всю жизнь за рулём, успел затормозить…

Я удивилась: никакой аварийной ситуации я, по-моему, не создавала, а он, Володя, просто вежливо пропустил меня.

Он покачал головой:

— Ты шла по второй полосе, я — по первой. Ты посигналила, мол, остановись. Я кивнул, показал направо, на автостанцию, она была уже недалеко. А ты?!

— А я на неё сразу и свернула.

— Вот именно что сразу. Со второй полосы! И подрезала меня…

— Да? А я думала, ты меня пропускаешь, ведь иначе я бы не успела свернуть, проехала бы поворот…

— Правила, Райка, исключений для друзей не имеют, — усмехнулся Володя. — Я и предположить не мог, что ты передо мной сиганёшь. Проехала бы поворот? Ну и ничего страшного, перестроилась бы на правую крайнюю полосу, как положено по правилам, и свернула бы к автостанции позже, за светофором.

Урок, который я извлекла, звучит хотя и банально, но верно: правила дорожного движения надо не только знать, но и соблюдать.

Правила удивительно целесообразны. Жаль, что при их изучении в автошколе наш инструктор не объяснял подробно, чем обусловлен тот или иной запрет. Говорили, что в другой группе инструктор это делал. А меня, например, до сих пор мучает вопрос: почему под знак, разрешающий разворот, одновременно запрещён поворот налево? Пыталась проиграть в уме ситуации, когда кто-то разворачивается, а кто-то в это же время поворачивает налево… Никаких препятствий повороту не вижу, но скорее всего и в этом запрете есть логика.

Соблюдать правила иногда вредно. Особенно если другие участники движения их игнорируют. Однажды я, выехав на регулируемый светофором перекрёсток на спуске с улицы Высотной, не успела завершить поворот налево, но продолжила движение на жёлтый свет, так как, по правилам, другие должны были дать мне возможность покинуть перекрёсток. Мало того что не дали, да ещё и насигналились мне, напоказывали круглых устрашающих глаз: мол, чего, дурёха, застряла посреди перекрёстка, заставляешь нас тебя объезжать?

Своим пассажирам я что-то лепетала о том, что не я нарушила, а другие. Но и с их точки зрения была виновата я. Вот и соблюдай после этого правила!

Особенно не хочется соблюдать правило переключения дальнего света на ближний при появлении встречного автомобиля, если сам он ослепляет тебя дальним и даже не думает переключать на ближний. Но я всё равно переключаю на ближний. Себе дороже. Вдруг за рулём «мастер»? Снесёт к чёртовой бабушке бок моего автомобиля, да ещё и не остановится — хотя бы из любопытства поинтересоваться, живы ли потерпевшие.

Помни о «мастере»!

Гена Тычинкин, о котором я уже выше писала, рассказал анекдот. Водитель проезжает перекрёсток на красный свет. Его спрашивают: «Почему не остановился?» Он гордо хлопает себя по груди: «Мастер за рулём!» А на следующем перекрёстке останавливается на зелёный. «Почему ж теперь не едешь, Мастер?» — «Э-э-э! Может, на красный свет другой Мастер едет!»

— Помни о «мастере»! — предупреждал меня Гена.

К «мастерам» он относил всех новичков и водителей-солдат.

Правила такие: стараться не идти за ними в колонне; обгонять — на достаточном расстоянии между корпусами автомобилей; уходить от них вперёд, чтобы не шли сзади впритык; уступать дорогу при разъезде на узкой дороге.

Я получала водительское удостоверение, когда они ещё подразделялись на профессиональные и любительские. В моих водительских правах был специальный штамп, извещавший, что я — автолюбитель («Без права найма», кажется; дословно содержание надписи не помню). На водителей-профессионалов смотрела снизу вверх, в глупой уверенности, что у них соблюдение правил дорожного движения, корректность вождения — в крови, а на возможные дорожные неприятности — «нюх, как у собаки, и глаз, как у орла».

Оказалось, и среди профессионалов есть «мастера». Об одном я уже писала: он чуть не угробил меня на 13-м километре объездной дороги, не дав мне обогнать его «КамАЗ».

Другой «мастер» помял заднюю дверь на моём «Москвиче». Таксист. Его автомобиль стоял во дворе магазина «Ретро», параллельно зданию, у крыльца. Мне предстояло проехать в свой гараж за его багажником, примерно в метре от него. Я видела это такси, водитель сидел за рулём, но работал ли двигатель — не заметила. Показав левый поворот, свернула с улицы Ватутина к «Ретро» и уже почти проехала мимо такси, как услышала удар в заднюю дверь.

— Ну ёлки-палки, ты же видел, что я еду, и поворот я показала! Что ж ты тронулся, не оглянувшись?

Подскочил прохожий, подтвердил мои слова о показанном повороте.

Надо сказать, таксист не стал отпираться, что начал движение задним ходом, не проверив безопасность манёвра. Чтобы я не вызвала ГАИ, он заплатил при моём свидетеле 30 рублей. Да ещё по страховому полису я потом получила 25. Тогда этого было сверхдостаточно, чтобы отремонтировать дверь. Труднее было найти «пиджачников», они в советское время были подпольщиками.

Считаю, что я тоже виновата в наезде такси на мой «Москвич»: не убедилась, что водитель меня видит. Ну и что с того, что я показала поворот? Тоже мне, «мера безопасности»!

С того момента я проезжаю сзади какого-либо автомобиля только после того, как встречусь взглядом с её водителем. Если двигатель включён, а водитель не смотрит в мою сторону, даю сигнал.

«Мастера» за рулём встречаются повсюду.

Подъехала к детской поликлинике на «Силуэте»: привезла подругу Галю с её сыном Павлом, у которого нога была в гипсе. Какой-либо площадки для стоянки автомобилей около поликлиники нет, автомобили стояли во дворе в колонну друг за другом. Я встала последней. Галя открыла дверь, я повернулась к ней, говоря, чтобы выгружала сына, а я пока достану из багажника костыли. И вдруг боковым зрением вижу надвигающийся багажник автомобиля, за которым я припарковалась и который теперь выезжал из ряда. Я машинально нажала на сигнал. Затылок водителя, который я увидела в заднее стекло его автомобиля, сменился растерянным лицом с закушенной губой. Автомобиль вовремя затормозил.

Я покачала головой и показала кулак. Водитель сложил лодочкой руки в знак извинения.

Галя всё удивлялась:

— Как ты сообразила нажать на сигнал? Если бы стала открывать окно или дверь, чтобы крикнуть, — не успела бы!

— Инстинкт самосохранения, — подсказал Павлик.

Ещё один «мастер»-таксист сбил моего младшего сынишку Сашу, когда ему было всего два с половиной годика. И тоже во время движения автомобиля назад!

Правда, я в своей водительской практике тоже имела неприятности при движении автомобиля задним ходом.

Одна — пустяковая: пока я ходила в торговый центр на «Горизонте», пацаны подсунули под багажник большую пустую картонную коробку. С тех пор я обхожу со всех сторон автомобиль, прежде чем забрать его с длительной стоянки. А тогда я сдала назад, и что-то заскрежетало. Мальчишки стояли невдалеке и ржали, наблюдая, как я вытаскиваю коробку из-под багажника и отношу к мусорному контейнеру, откуда они её и взяли.

Вторая неприятность — помятая чужая дверь, хотя я до сих пор не верю, что эту вмятину сделала я, так как никакого удара и даже маленького звука от прикосновения моего автомобиля к чему-либо я не услышала.

А третья ситуация закончилась счастливо, хотя движение назад, под уклон, было вызвано внезапно лопнувшей резиновой тормозной прокладкой (или это называется колпачок — не знаю).

Крути головой на 360 градусов!

Эту фразу мне постоянно говорил инструктор автошколы.

Если уж говорить о советах профессионалов, то надо было начинать с его советов. Сейчас его поучения перемешались в памяти с другими. Однако эта фраза запомнилась и не вызывает сомнения в его авторстве.

— Зачем крутить головой, да ещё и на полный оборот? Для этого есть зеркала, — осмелилась я однажды возразить.

Он велел мне смотреть только в зеркала, а сам вышел из автомобиля, стал его обходить. Я следила за ним в зеркала, и вдруг он исчез. Конечно, не потому, что присел. Чудеса «мёртвой зоны». Но это сейчас знает любой автомобилист, мне же, курсантке автошколы, было такое в диковинку.

Совсем недавно смотрела по телевизору передачу о том, как мошенники, пользуясь «мёртвой зоной», заставляют водителя поверить, что он задел их автомобиль, хотя на самом деле они, войдя в «мёртвую зону», бросали в автомобиль пустую пластиковую бутылку. Могу с удовлетворением сказать, что со мной такой номер не пройдёт, ибо за рулём кручу головой «на все 24 стороны», как выразился герой Роберта Хайнлайна в романе «Чужак в чужой стране».

Заботься сначала о своей безопасности, потом о чужой!

Этот эгоистический совет я нарушала с максимальной старательностью. Но однажды мой автомобиль сотрясся здоровым мужским хохотом четырёх автомехаников, которых я поздно вечером развозила по домам из автомастерской на 9-м километре.

Кто из петропавловских автомобилистов не знает дорогу в Сероглазку от «Силуэта»! Никакого освещения, крутой спуск, поворот на повороте. Из-за одного из поворотов показался встречный автомобиль. У меня был включён дальний свет, я его переключила на ближний и сразу же выключила и его. Горели только подфарники.

Меня окружила темнота, дороги я не видела. Но зато я не ослепляла встречный автомобиль.

— Что ты делаешь! Включи фары! — чуть ли не в один голос крикнули мои пассажиры.

Я испуганно включила.

— Зачем ты выключила свет?

— Фары бьют влево, ослепляют встречных. А через минуту мои бы глаза привыкли…

Вот тут и раздался смех.

— Через минуту мы бы уже валялись в кювете! Заботься сначала о своей безопасности!

Я развезла троих своих пассажиров по домам, подъехала к дому последнего автомеханика, как раз того, кто в мастерской возился именно с моим автомобилем. Он велел мне поставить «Tоyota» перпендикулярно к стене и включать то ближний, то дальний свет. Убедившись, что фары действительно бьют влево, отрегулировал их.

Он пояснил, что это надо было сделать сразу после приобретения автомобиля с левым рулём, так как он предназначен для левостороннего движения.

— Русская обочина — справа, а японская — слева, чтоб ты знала. На неё и был направлен свет.

Ремонт надо делать вовремя!

Я ездила на «Москвиче» с внезапно раскрывающимся багажником: перестал работать засов в багажном замке. Вместо ремонта оборванного тросика, с помощью которого крышку багажника можно было поднять прямо из салона «Москвича», мы изобрели свою «автоматику». Роль засова в замке играла теперь щепка: вставишь её в замок, захлопнешь багажник — щепка держит, а надо открыть — дёрнешь крышку багажника вверх, засов-щепка и сломается. Я научилась визуально распознавать среди множества валяющихся щепок подходящую. Знала, что сухая веточка берёзы ломается легче, чем веточка вербы с её волокнистой структурой.

Изучение других пород деревьев на предмет годности к автомобильной службе могло бы продолжаться и продолжаться, если бы не категоричный приказ Гены Тычинкина:

— Хватит дурью маяться. Завтра, в обед, — ко мне в мастерскую!

Приехала. Гена осторожно, словно змею в блестящей витой оплётке, вытянул тросик, который шёл по полу от водительского кресла через весь салон до замка багажника; промыл внутренний провод тросика в какой-то жидкости (которую, кстати, взял из моего же багажника, при этом посмеивался: знать надо, что для чего может пригодиться!); что-то где-то подправил-подкрутил и уложил тросик на место. На всё про всё ушло 30 минут!

Я восхитилась его золотыми руками. Теперь манёвры при закрытом обзоре из-за непредсказуемого поведения багажника мне уже не грозили.

Гена усмехнулся:

— А стоило ли рисковать? Ремонт надо делать вовремя!

Заповеди, навеянные посторонними советчиками, помощниками, дарителями и самонадеянностью >>

7 Thoughts to “Что мне советовали водители-профессионалы”

  1. Алексей

    Забавные истории из жизни водителя, за рулем в городе никогда не соскучишься. :)

  2. Сергей

    Раиса Аркадьевна!
    Да вы здорово пишете… и таким простым языком… здорово! А я вот думаю… вы талантливая женщина и если б вы были, к примеру, математиком, то с такой же легкостью, как пишете или водите автомобиль, щелкали бы тройные интегралы и дифференциальные уравнения…

    1. Спасибо Вам, Сергей. Вы преувеличиваете. Но всё равно спасибо.

      1. Сергей

        Раиса Аркадьевна, а я ведь не преувеличиваю… и сказать по-честному… уверен в этом, так как знаю вас 1000 лет. Зовут меня Сергей Кожевников, и вы меня, конечно, помните. Извините, что я обратился к вам в такой, несколько шутливой форме, с просьбой дать совет… а не написал напрямую — Здравствуйте, Раиса Аркадьевна, пишет вам ваш бывший ученик… ну, наверно у меня такая сущность. Мне действительно было очень приятно и интересно обнаружить ваш сайт. И должен сказать, весьма профессионально и грамотно сделанный. А по поводу тяги к графомании… да, пробовал, хочу, но как-то не получается у меня… наверно, нет способностей, хотя, может быть, и получится когда-нибудь, очень трудно себя заставить.
        Раиса Аркадьевна, вы знаете мой ящик, напишите мне по электронной почте, и мы будем в дальнейшем с вами общаться, мне бы этого хотелось. Просто через форум как-то неловко. Всего вам доброго. И поклон от меня Александру, у него, как всегда, замечательные фотографии, я посмотрел. А на Камчатке я не был уж более 20 лет.
        С уважением, Сергей Кожевников… 10А.

        1. Здравствуй, Сережа! Я перебрала всех Сергеев, которые могли бы мне с таким намёком на математику написать, а это оказался ты. Рада тебя вновь обнаружить в своём окружении, ибо когда-то я заходила на твою страничку, оставила какой-то комментарий, да ты не ответил. Давно было! Теперь, конечно, напишу уже по электронке.
          Всего тебе хорошего!

  3. shefer

    Советы, которые дают окружающие женщине за рулём — это целая песня. :) Об этом можно книгу написать, не то, что заметку. Мне очень понравилось, с большим юмором!

    Удачи Вам за рулём и вообще в жизни!

    1. Уважаемый(ая?) Shefer, спасибо Вам и за посещение моего блога, и за приятный отзыв, и за пожелание!

Leave a Comment