О мемориальной доске Ивану Петровичу Кибалюку, и не только о ней

30 октября 2008 года в центре Петропавловска-Камчатского была установлена мемориальная доска Ивану Петровичу Кибалюку — известнейшему на Камчатке в 1970–1990-е годы строителю.

Помню, что в те годы его имя, как говорится, не сходило со страниц камчатских газет. Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина!

То, что Городская дума Петропавловск-Камчатского городского округа приняла решение об увековечивании памяти уважаемого земляка-камчатца, — замечательно. Но исполнение этого решения меня потрясло.

Мемориальная доска Ивану Петровичу Кибалюку — известнейшему на Камчатке в 1970–1990-е годы строителю. Установлена 30 октября 2008 года в центре города Петропавловска-Камчатского.

Во-первых, на мемориальной доске не указаны даты жизни И. П. Кибалюка.

Во-вторых, И. П. Кибалюк не просто заслуженный строитель, а заслуженный строитель РСФСР, но на мемориальной доске аббревиатура «РСФСР» почему-то отсутствует.

В-третьих, текст на мемориальной доске И. П. Кибалюку неграмотен: в нём три ошибки.

В-четвёртых, мемориальную доску не сразу и заметишь на доме: она по размеру, пожалуй, меньше таблички с названием улицы и номера дома.

Плюс ко всему мемориальная доска «бесхозная»: нет на ней ни наименования органа, принявшего решение об увековечивании памяти знаменитого камчатца, ни даты установления доски.

Какой должна быть мемориальная доска по размеру, какие обязательные сведения должны быть на неё нанесены? Ведь это не первая мемориальная доска в Петропавловске-Камчатском, поэтому, очевидно, «стандарты» уже были когда-то определены соответствующим органом раньше.

Даже если и нет такого документа — «Положения о мемориальных досках» — что с того? Кто-то же отвечает за изготовление мемориальной доски, определяет и утверждает её макет и соответствующий текст.

О тексте — разговор особый. Петропавловск-Камчатский гордится своей историей, здесь немало исторических мест. Без соответствующего текста на памятниках, памятных знаках, мемориальных и памятных досках эти исторические места просто не «работали» бы, не исполняли бы своей функции просвещения и воспитания. Надо ли говорить, что текст этот не должен вызывать сомнений в полноте и достоверности сведений? И, конечно, должен быть грамотным. Это не надпись на заборе!

В августе 2008 года был заложен камень под будущий памятник в честь основателей поселения Сероглазка (ныне микрорайон города Петропавловска-Камчатского).

Памятный знак — камень под будущий памятник основателям поселения Сероглазка (ныне микрорайон города Петропавловска-Камчатского)

Согласна: и камень впечатляющий, и место для него выбрано изумительное, и слова на табличке, прикреплённой к этому памятному знаку, хорошие. Но почему текст до его обнародования не прочитал просто грамотный человек? Он бы заметил нелепые дефисы в первых двух строках (в русском языке такого их сочетания нет; вот уж поистине: не знаю — так придумаю). А если бы этим человеком оказался корректор, то он поставил бы тире, сделал бы нужные отбивки, исправил бы неверную выключку строк. Смотрю на эту надпись, морщусь: самодеятельность!

О досадной ошибке на памятной доске, посвящённой 250-летию открытия Аляски, я писала раньше. Несуществующий «город Аляска» отчеканен на века. Снова очевидно, что надпись на доске предварительно не была внимательно прочитана.

Возможно, этих примеров — мемориальной доски И. П. Кибалюку, памятной доски в честь 250-летия открытия Аляски и памятного знака в Сероглазке — недостаточно, чтобы сделать «определённые выводы» о какой-либо тенденции. Но уже явно заметно, что к святому делу — к сохранению исторической памяти — относимся мы без трепета (мол, и так сойдёт).

border=

Leave a Comment